Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Происшествия7 августа 2015 3:43

Ответы КП: что ждет убийцу одноклассницы после освобождения из больницы

Школьника в Воронежской области выпустили на свободу через два года после убийства одноклассницы

Фото: "КП" Архив

Может ли человек совершить жестокое убийство, пройти небольшое лечение и вновь оказаться на свободе? Причем так, чтобы его имя и фамилия были никому не известны, кроме небольшого круга знакомых? Как выяснилось, может.

Во вторник, 4 августа, появилась шокирующая новость: 16-летний подросток, которого признали виновным в убийстве одноклассницы, вышел на свободу. Об этом «Комсомолке» рассказали его односельчане.

В той истории осталось много непонятного, несмотря на все усилия журналистов и пытливых следователей. Напомним, громкое убийство произошло в 2013 году в одном из сел Павловского района. 15 апреля там по дороге из школы домой пропала 14-летняя девочка. Ее искали несколько дней, а 19 апреля тело достали из местной речки с камнем, привязанным к ногам. Это место показал следователям одноклассник девочки: в компании пропавшей его в тот день видели последним. Вскоре он сознался в совершении жуткого преступления...

Силовики успокоились на достаточно странной версии произошедшего, записанной со слов самого подростка: мол, он убил одноклассницу из-за мамы. Мальчик воспитывается в семье без отца и, по отзывам знакомых, действительно очень привязан к матери. В тот день девочка якобы отозвалась о ней оскорбительно, и это задело сына. Подросток разозлился и начал душить одноклассницу, а когда она умерла, решил избавиться от тела. Больше всего потрясает, как спокойно и рассудительно он действовал дальше: частично раздел свою жертву, чтобы инсценировать изнасилование. Ее свитер и резинку для волос отнес на свалку. Кроссовки схоронил в бобровой норе. Сумку и мобильник сложил в ведро и выбросил в реку. К ногам привязал камень и бросил тело туда же. А потом попытался запутать следователей: указывал на 21-летнего односельчанина, к которому погибшая якобы пошла на свидание. Или заявлял, что видел, как он убивал девочку. Но на очных ставках все эти теории стали сыпаться.

В эту школу подростки ходили вместе

В эту школу подростки ходили вместе

Фото: Юрий КОЗЛОВ

Чтобы разобраться в мотивах подростка, врачи института им. Сербского провели экспертизу... и признали, что в момент преступления тот был невменяем. Его характеристика звучит так: «Имеет широкий кругозор, практичный, легко улаживает конфликты, пользуется авторитетом, уверен в себе, стремится к лидерству, самоутверждению, настойчив, требователен, упорен, осознает значимость собственного социального статуса". То есть: хорошо развит, но опасен для общества. Пользуясь результатам экспертизы, Павловский райсуд направил школьника на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа. Теперь же появилась информация, что его выпустили на свободу.

4 вопроса о принудительном лечении:

1) Как так вышло, что убийцу выпустили через два года?

Суд назначает только само принудительное лечение, но не оговаривает сроки. Это решает специальная врачебная комиссия. После того как медицинская помощь оказана, проходит переосвидетельствование. Обычно в больницах специального типа нет экспертов, которые могли бы его провести, поэтому приглашаются психиатры и судмедэксперты со стороны. Они осматривают больного и в течение 35 суток принимают решение: можно ли выпускать его в обычную жизнь, не представляет ли он опасности для общества.

- Насколько я знаю, в НИИ им. Сербского очень тщательно относятся к анализу данных о пациентах, - прокомментировал этот случай психиатр-криминалист Михаил Виноградов. - Если там пришли к выводу, что мальчик был невменяем, то для этого должны были быть веские основания. Но то, что его так быстро выпустили, очень странно. Может быть, постарался адвокат ребенка или его семья имела свои ресурсы... не берусь судить. Ведь если речь идет об убийстве, одном из самых страшных преступлений, которое совершил психически больной человек, то нужно длительное лечение, чтобы его можно было вернуть в социум. Маловероятно, что на это хватило два года. Обычно уходит лет пять. Здесь же переосвидетельствование прошло очень быстро, поэтому случай можно считать беспрецедентным.

2) Могут ли вылечившегося человека привлечь к уголовной ответственности и отправить за решетку?

Есть распространенное мнение, что после того, как человека «вылечили» в психбольнице, его привлекут за совершенные действия уже как вылечившегося. Но это не так.

- Этот пункт определяет 21-я статья Уголовного кодекса, - рассказывает адвокат Вячеслав Чуприн. - Там четко написано, что человек, находившийся в невменяемом состоянии в момент совершения преступления, не подлежит уголовной ответственности, так как не мог осознавать своих действий.

Соответственно смягчаются и все остальные формулировки: суд назначает ему лечение, а не наказание. И даже то, что он совершил, именуется не преступлением, а «общественно опасным деянием». После лечения он может быть свободен.

3) Следит ли кто-то за освободившимся после принудительного лечения?

Отмечаться в полиции должны те, кто вышел на свободу после условно-досрочного освобождения. Здесь же человек должен наблюдаться у своего участкового психиатра по месту жительства. В идеале он следит за состоянием больного и в случае обострения назначает лечение, чтобы обезопасить общество от новых «срывов».

- Надо понимать, что надзор, который был при советской власти, и есть сейчас - это абсолютно разные вещи, - продолжает Вячеслав Чуприн. - Раньше контроль был жесточайший. Если человек, по какой бы статье он ни сидел, выходил из мест лишения свободы, все силовики уже «стояли на ушах». Сразу приходил участковый и предлагал устроиться на работу, а если человек отказывался, угрожал статьей о тунеядстве. В случае с психически больными все было еще строже. Эта система имела перегибы в другую сторону: все мы помним трагическую историю брата Раисы Горбачевой, которого много лет держали в психушке, чтобы не позорить первых лиц страны.

Зато сейчас, по словам Вячеслава Чуприна, государство полностью устранилось от решения этих проблем. Образовался правовой вакуум: никто не хочет долго держать людей в психбольнице и действительно заниматься их лечением, тратить на это деньги. В результате известны случаи, когда на свободу выпускали действительно опасных людей, которые скоро попадались на новых преступлениях. Такое случалось даже с серийными убийцами, что уж говорить о 16-летнем подростке...

4) Насколько легко можно «закосить» под невменяемого?

По словам источника «КП» в правоохранительных органах, здесь нет ничего невозможного. По сути есть определенная врачебная «монополия» в этой сфере. Специалистов, которые могут на достойном уровне оспорить заключение медицинской комиссии, занимающейся переосвидетельствованием, не так много. Скорее всего, придется обращаться в высшие инстанции: например, в тот же институт им. Сербского.

Кроме того, в самом законодательстве достаточно много лазеек: например, сейчас подделка документов - это преступление небольшой тяжести. Плюс ответственность за свои действия в нашей стране наступает с 16 лет. За особо тяжкие преступления (к которым относится и убийство) - с 14. Но если родители принесут справку от психиатра, что их чадо уже достигло возраста ответственности, но отстает в развитии, то его также освобождают от наказания. Стоит ли говорить, что за такие справки родители провинившихся готовы выложить любые деньги...

P.S. Сейчас подростку всего 16 лет. Формально у него нет судимости. Нет никаких препятствий для получения престижного образования, хорошей работы или даже водительских прав. Из-за его возраста ни одно СМИ не публиковало настоящую фамилию и фото. По словам односельчан, он переехал с семьей в Воронеж и пытается начать новую жизнь. Возможно, что в этом случае двух лет на полное восстановление действительно хватило. Однако сколько таких случаев по стране? Только на прошлой неделе из Нижегородской области пришло сообщение: страдающий шизофренией Олег Белов зарезал своих шестерых детей и беременную жену. Формально, за развитием его болезни не обязано было следить ни одно ведомство...